Программа опытно-экспериментальной работы.
«Взаимодействие субъектов социума в воспитании подрастающего поколения на народных и православных традициях».
Автор программы:
Мистюрина Ольга Николаевна – учитель МКОУ «Березовская средняя
общеобразовательная школа», «Заслуженный учитель РФ».
Актуальность
Исследование осуществляется в сложный, противоречивый и нестабильный период реформируемого общества, когда большая часть жителей села переживает труднейшие времена, испытывая на себе все тяготы экономического кризиса в аграрном секторе, политической непредсказуемости, социальной нестабильности, вакуума духовной жизни. Фактически сельские жители имеют неравные условия материального жизнеобеспечения и культурного развития.
Сельские дети, молодежь не имеют возможности в равной мере с их городскими сверстниками использовать свои конституционные права на образование, выбор профессии, доступ к культурным ценностям, социальную защиту. Многие из них не находят необходимой помощи и поддержки даже в своей собственной семье, что ведет к социальной дезадаптации, проявляется в росте ранней алкоголизации, противоправных действий. Более 20 % школьников требуют дополнительной образовательно-воспитательной помощи в плане личностного развития и коррекции. В социально-образовательной поддержке нуждаются и одаренные дети, опережающие своих сверстников в развитии.
Изучение социально-экономической социально-образовательной обстановки на селе помогло сформулировать основную идею нашего исследования – воспитание подрастающего поколения в духе народных и православных традиций.
Воспитание в духе народных и православных традиций поможет:
Восстановлению в нашем обществе общечеловеческих ценностей: добра, совести, милосердия – того, что составляет основу духовности нашего народа.
Основательно приобщить молодое поколение к истории и культуре Отечества, к национальной культуре Зауралья.
Поможет обучающимся в адаптации в новых социально-экономических условиях своей местности.
Приобщить к традиционным сферам занятости: обработке земли и выращиванию сельхозпродукции, животноводству, умению владеть сельскохозяйственной техникой, работе в сфере бытовых услуг и в социальной сфере, прикладным ремеслам.
Выработать правильное отношение к языку, культуре народа, историческим памятникам.
Воспитать любовь к большой и малой Родине.
Воспитание подрастающего поколения – проблема не только педагогическая. В сложившихся условиях школе приходится искать оптимальные способы организации воспитания с учетом возможностей сельской среды. На территории села есть несколько учреждений, с которыми школа поддерживает тесную связь: центр досуга, участковая больница, агротехнический техникум, музей, музыкальная школа, сельская администрация, детский сад, совет ветеранов. Проанализировав состояние сельского социума, проведя опросы родителей и обучающихся, мы определили, что одним из важнейших условий воспитания детей в духе народных и православных традиций является взаимодействие с субъектами сельского социума. Система взаимодействия обеспечит формирование у подрастающего поколения традиционных идеалов и ценностей, составляющих основу духовности нашего народа.
Взаимодействие с социумом.
Цель опытно-экспериментальной работы:
Выявить и апробировать на практике условия взаимодействия с субъектами социума в воспитании подрастающего поколения в духе народных и православных традиций
Задачи опытно-экспериментальной работы:
Проанализировать теоретические основы роли взаимодействия с субъектами социума в воспитании подрастающего поколения в духе народных и православных традиций
Выявить условия, способствующие взаимодействию с субъектами социума в воспитании подрастающего поколения в духе народных и православных традиций
Расширить направления взаимодействия с субъектами социума в воспитании подрастающего поколения в духе народных и православных традиций
Разработать методическое и информационное обеспечение процесса взаимодействия социума в воспитании подрастающего поколения в духе народных и православных традиций
Обобщить опыт по разработке и использованию организации взаимодействия социума в воспитании подрастающего поколения в духе народных и православных традиций
Гипотеза
Процесс взаимодействия субъектов социума как условия воспитания подрастающего поколения в духе народных и православных традиций будет более эффективным, если будут выявлены и актуализированы воспитательные возможности субъектов социума
Процесс взаимодействия субъектов социума как условия воспитания подрастающего поколения в духе народных и православных традиций будет более эффективным, если будет сформирована мотивационная готовность субъектов социума к сотрудничеству с ОУ
Процесс взаимодействия субъектов социума как условия воспитания подрастающего поколения в духе народных и православных традиций будет более эффективным, если будут выявлены оптимальные условия взаимодействия субъектов социума
Процесс взаимодействия субъектов социума как условия воспитания подрастающего поколения в духе народных и православных традиций будет более эффективным, если будет разработана модель процесса взаимодействия субъектов социума
Концептуальные подходы
Ведущими педагогическими концепциями, определяющими методологию опытно-экспериментальной работы являются:
комплекс идей и научных положений о роли семейного и общественного воспитания в развитии личности ребенка (А.Я. Варга, И.В.Гребенников, А.С.Спиваковская, В.В.Столин др.)
воспитательная концепция ( Н.Е.Щуркова, В.А.Караковский, Л.И.Новикова и др.).
социальная педагогика
технология социально-педагогических комплексов: Школа – координатор воспитательной деятельности в условиях сельского социума. (В.Д Семенов)
Методы исследования
Теоретические методы:
- анализ философской, педагогической, психологической литературы;
- изучение и анализ нормативно-правовых документов,
- моделирование,
- прогнозирование,
- проектирование
Эмпирические методы:
- педагогическое наблюдение;
- социологические методы-опросы,
- беседа,
- интервьюирование;
- анкетирование; тестирование,
- изучение и обобщение опыта;
- экспертная оценка,
- психолого-педагогический эксперимент
Этапы подготовки и проведения исследования
- Диагностико-прогностический (2014 год)
разработка программы, определение участников. Обоснование эксперимента. Постановка целей и задач. Формулирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых результатов, экспертиза программы эксперимента.
- Организационный этап (2014 год).
Решение организационных вопросов. Обеспечение условий для реализации программы эксперимента, подготовка нормативно-правовой базы, подбор и расстановка кадров, распределение функциональных обязанностей.
- Практический этап (2014-2015 годы).
Реализация программы опытно-экспериментальной работы.
- Обобщающий этап (2016 год).
Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ результатов, корректировка гипотезы, оформление описания хода и результатов эксперимента.
Разработка методических рекомендаций.
Ожидаемые результаты.
- Создание нормативно-правовой базы опытно-экспериментальной работы.
- Выявление оптимальных условий процесса взаимодействия субъектов социума в воспитании подрастающего в духе народных и православных традиций.
- Обеспечение мотивационной готовности субъектов социума в реализации программы опытно-экспериментальной работы.
- Разработка модели процесса взаимодействия субъектов социума в воспитании подрастающего поколения в духе народных и православных традиций.
- Разработка методического и информационного обеспечения процесса взаимодействия субъектов социума.